Культурно – гигиенические навыки, навыки самообслуживания.
В 1 год 6 месяцев ребёнок:
· держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая);
· отрицательно относится к нарушению опрятности;
· сообщает о физиологических потребностях;
· спокойно относится к умыванию.
В 1 год и 9 месяцев ребёнок:
· самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки;
· самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь, частично одевается (натягивает шапку, надевает туфли);
· обращает внимание на грязное лицо и руки;
· контролирует физиологические потребности;
· проявляет стремление к самостоятельным действиям;
· знает места хранения одежды, игрушек и других вещей.
В 2 года ребёнок:
· ест аккуратно, не облизываясь;
· при умывании трёт ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;
· самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздевается;
· знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
· пользуется носовым платком (при напоминании)
· контролирует физиологические потребности.
В 2 года 6 месяцев ребёнок:
· одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;
· расстёгивает и застёгивает одну – две пуговицы.
В 3 года ребёнок:
· одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно;
· складывает свою одежду перед сном;
· застёгивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;
· знает назначение многих предметов и их местонахождение;
· выполняет поручение из 2 – 3 действий (отнеси, поставь, принеси);
· умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
· замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком;
· регулирует свои физиологические потребности;
· аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;
· не выходит из – за стола до конца еды и не мешает за столом другим;
· говорит слова благодарности, здоровается, прощается;
· вытирает обувь при входе в квартиру.