Речь отца, матери и всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребёнок. Родители! Вы – первые учителя родного языка для своего ребёнка! Семья первая школа!

 

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.

 

ИГРАЕМ ДОМА:

 

Отгадай загадку!

 

Цель: уточнение и расширение пассивного и активного предметного словаря детей по разным темам; умение узнавать и называть предметы по их назначению; развитие мышления детей.

Материалы: предметные картинки по разным темам.

Ход игры:

Разложите перед ребёнком предметные картинки изображением вверх. А сейчас мы будем отгадывать загадки. Посмотрим, какой ты внимательный. Покажи и назови, чем едят суп (картинка – «ложка»). Покажи и назови, что катится (картинка – «мячик»). Покажи и назови, чем можно рисовать (картинка – «карандаш»). Покажи и назови, что надевают на голову (картинка «шапка») Покажи и назови то, что можно кушать (картинки – «яблоко», «конфетка», «сыр») и т.д.

 

Если ребёнок затрудняется в поиске нужной картинки, можно дать более развернутое описание нужного предмета. Если ребёнок не смог найти нужную картинку, следует показать ему реальный предмет, описать его свойства, обыграть его.

 

Где что лежит?

 

Цель: формирование у детей понимания пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами на, под, в, около.

Материалы: коробка, несколько мелких игрушек.

Ход игры:

Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом – несколько мелких игрушек. Положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки. Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует выделять в предложении.

Вот карандаш. Я кладу карандаш в коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. И т.д.

После объяснения и демонстрации действий с предметами, предложите ребёнку действовать по инструкции.

Положи карандаш под коробку. Положи кубик на коробку. И т.д.

Эту игру можно проводить и по-другому. Перед началом игры дайте ребёнку игрушки. Затем даются задания.

Вот тебе мишка. Посади мишку на стул. Вот тебе мячик – спрячь мячик под стол. Положи книжку в шкаф. И т.д.

Такие игры полезно повторять, используя разный предметный материал, что позволяет закрепить у ребёнка понимание пространственных отношений.

 

«Кто это?»

 

Цель: развивать умения узнавать домашнее животное по его словесному описанию.

Материалы: маленькие фигурки (картинки) домашних животных.

Ход игры:

Поставьте на стол фигурки домашних животных и предложите сначала показать. Потом назвать их. Затем попросите ребёнка внимательно послушать и угадать, про кого вы говорите.

Она большая, рогатая, даёт молоко. Кто это? (Корова)

Она маленькая, пушистая. У неё есть усы и когти. Она ловит мышей. Кто это? (Кошка)

Она большая, лохматая. Охраняет дом, громко лает. Кто это? (Собака)

Она большая, у неё есть грива, хвост, копыта. Она перевозит грузы. Кто это? (Лошадь)

После этого предложите ребёнку вспомнить, кто из животных как подаёт голос. Ребёнок берёт фигурки животных и произносит звукоподражания. Обратите внимание на то, что кошка мяукает тонким голосом, а собака лает грубым голосом, что лошадь ржёт тонким голосом, а корова мычит грубым голосом.